ВВЕРХ
Направления развития Умного города Москвы
Безопасность и экология
← Назад
Современные технологии к 2030 году сделают Москву умным городом с комфортной средой для жизни — экологичным и безопасным. Для этого должны быть решена задача модернизации систем мониторинга экологической ситуации, систем противопожарной безопасности, охраны правопорядка и обеспечения безопасности граждан путем применения передовых цифровых технологий для наблюдения, контроля, информирования и принятия решений на основе анализа Больших городских данных с применением ИИ.
Точкой приложения усилий станет не ликвидация последствий, а прогнозирование и предотвращение неблагоприятных и чрезвычайных ситуаций. Создание единой платформы для сбора, мониторинга, контроля и обработки данных сократит время информирования и оповещения населения, реагирования экстренных служб, ликвидации последствий.
Высокий уровень безопасности граждан в реальной и виртуальной жизни обеспечит формирование передовой инфраструктуры видеонаблюдения, видеоаналитики и системы распознавания лиц, системы оповещения и пожарной безопасности, систем удаленного мониторинга, а также современных систем криптографии и распознавания речи.
Комфортную экологическую обстановку в городе будут обеспечивать:
  • комплексная система мониторинга состояния окружающей среды − информация с датчиков будет передаваться в режиме реального времени с использованием новых технологий связи;
  • использование элементов «зеленой» архитектуры;
  • популяризация электрического транспорта и цифровых сервисов на основе принципов совместного использования.
Цели направления
« Безопасность и экология »
Вклад направления в достижение верхнеуровневых целей концепции
Рост качества жизни
Прозрачное управление городом
Эффективность государственных расходов
Улучшение экологической ситуации в городе Москве, повышение качества и достоверности оценок состояния окружающей среды за счет применения цифровых технологий
Повышение эффективности использования природных ресурсов города Москвы
Адаптация к климатическим изменениям
Переход от традиционных к интеллектуальным системам безопасности
Снижение динамики основных видов преступлений и снижение времени реагирования на чрезвычайные ситуации посредством цифровых технологий
Повышение эффективности противодействия киберугрозам, рост уровня информационной безопасности городских и персональных данных
Показатели направления «Безопасность и Экология»
  • Доля органов исполнительной власти города Москвы и их подведомственных организаций, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия;
  • Совокупный объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • Площадь береговой поверхности и акватории рек и водоёмов на территории Москвы, очищенных от мусора и поддерживаемых в этом состоянии;
  • Площадь городских зеленых зон.
5.1. Безопасность
Текущий статус
  • Функционирует Комплексная информационная система мониторинга и управления силами и средствами оперативных служб города Москвы, которая обеспечивает реагирование на 165 типов происшествий;
  • В Информационно-аналитической системе мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности в городе Москве доступно для анализа более 4,7 млн записей об уголовных и административных правонарушениях, ДТП, экономических преступлениях и прочих;
  • На территории города Москвы установлено свыше 152 тыс. камер видеонаблюдения, подключенных к ЕЦХД;
  • Доступ к изображениям с камер городского видеонаблюдения в режиме реального времени и к архиву записей осуществляется через государственную информационную систему «Единый центр хранения и обработки данных»;
  • Внедрена система видеоаналитики, позволяющая распознавать лица в режиме реального времени;
  • Функционирует Комплексная система экстренного оповещения населения города Москвы;
  • Проектируется центр компетенций по информационной безопасности.
Цели
  • Качественное повышение уровня безопасности и снижение количества преступлений посредством цифровых и других инновационных технологий;
  • Использование новых решений и технологий информирования для оповещения населения и обеспечения пожарной безопасности;
  • Эффективное противодействие киберугрозам за счет использования технологий ИИ, блокчейн, квантовой криптографии;
  • Создание городской службы кибербезопасности;
  • Обеспечение безопасности городской инфраструктуры − лифтового хозяйства, информационно-телекоммуникационного оборудования, включая устройства Интернета вещей.
Стратегические направления
  • Интернет вещей, системы видеоаналитики и акустического контроля:
    • Повышение раскрываемости преступлений и их профилактика за счет использования интегрированных систем видеонаблюдения и видеоаналитики, акустического контроля и использования устройств Интернета вещей;
    • Предотвращение возгораний или затоплений в квартирах благодаря установленным в жилых помещениях датчикам;
    • Обеспечение защиты от незаконного проникновения в жилище: умные домофоны с функцией распознавания лиц, голоса и поведения будут пресекать подобные действия и передавать сигнал о попытке совершения преступления и данные преступников в правоохранительные органы;
    • Предиктивная политика реагирования на инциденты;
  • Интегрированные системы оповещения населения и пожарной безопасности:
    • Предотвращение человеческих и материальных потерь за счет использования интегрированных систем оповещения;
  • Полицейские и пожарные дроны:
    • Экономия человеческого ресурса за счет автоматизации задач слежки и патрулирования;
    • Обнаружение разыскиваемых и нежелательных лиц путем сканирования заданной области;
    • Поиск источников возгорания, определение наличие взрывчатых материалов, организация воздушных пунктов наблюдения;
  • Экзоскелеты для сотрудников экстренных служб:
    • Возможность быстро и без лишних физических усилий добраться до места чрезвычайного происшествия;
    • Обеспечение работы в сложных условиях, разбор завалов, поднятие тяжестей и решение других задач;
  • Носимое оборудования с технологией AR для полицейских:
    • Широкое использование инновационной экипировки и оборудования полицией Москвы;
    • Внедрение носимых устройств с технологией дополненной реальности и функцией распознавания лиц для поимки преступников;
  • ИИ для обеспечения безопасности:
    • Объединение всех камер, датчиков и сенсоров в единую сеть, позволяющую одновременно получать, обрабатывать, анализировать и хранить данные;
    • Поиск лиц и объектов как во всем массиве хранимых данных, так и отслеживание их движения по городу в режиме онлайн;
  • Системы прогнозирования наступления негативных событий на основе анализа Больших данных:
    • Разработка системы анализа исторических данных о прецедентах и построения профилей риска − условий, при которых совершается преступление;
    • Повышение точности прогнозов и расширение области их применения благодаря обогащению изображения с камер данными с датчиков и сенсоров;
    • Предсказание как поведения отдельных лиц, так и наступления заданных событий − очереди, заторы, пробки, аварии, несчастные случаи, что даст возможность заблаговременно и в автоматическом режиме принимать необходимые меры по их предотвращению или минимизации неблагоприятных последствий;
  • Перспективные технологии для борьбы с киберугрозами:
    • Применение ИИ для предотвращения кибератак;
    • Использование технологии машинного обучения для анализа истории кибератак и поиска решений по борьбе с ними;
    • Появление новых решений для защиты городской инфраструктуры и создания цифровой доверенной среды, в частности, на основе квантовой криптографии;
    • Создание городской службы кибербезопасности для защиты и обеспечения непрерывного функционирования критически важных объектов жизнеобеспечения города, а также защиты персональных данных граждан;
    • Создание специализированных инструментов для сокращения времени расследований инцидентов, разрешения инцидентов за счет передачи собранных данных в системы под управление ИИ и корреляции с другими событиями, полученными при аналитике Больших данных;
    • Использование нейросетей при обработке накопленной информации и принятие решений с помощью ИИ для восстановления систем после инцидентов без человеческого вмешательства и контроля.
    • Обеспечение непрерывной работы систем даже в случае проведения экстренных технических работ или сбоев;
  • Блокчейн-технологии:
    • Отслеживание неправомерных действий и попыток совершения преступлений в сфере информационных технологий.
Стратегические проекты в сфере безопасности
5.1.1. Использование сквозных цифровых технологий для обеспечения физической и кибербезопасности;
Технологии:
Платформа охраны и наблюдения за городской инфраструктурой позволит оперативно реагировать на инциденты и угрозы безопасности с помощью сквозных цифровых технологий: видеонаблюдения (распознавание статических и динамических образов, лиц и событий), акустических датчиков (распознавание тревожных звуков), датчиков контроля радиоэфира и иных систем контроля пространства. В целях защиты объектов жизнеобеспечения города будет создана инфраструктура, устойчивая к компьютерным атакам.
5.1.2. Развитие городской платформы видеонаблюдения и других средств мониторинга жизнедеятельности города;
Технологии:
Цифровая платформа мониторинга жизнедеятельности города благодаря использованию системы видеонаблюдения и датчиков Интернета вещей позволит решать частные задачи обеспечения безопасности (поиск и трекинг лиц и объектов), а также общегородские задачи в сферах ЖКХ, благоустройства, строительства, транспорта и других (контроль качества уборки и вывоза мусора, контроль содержания городских объектов, мониторинг строительства и ремонтов, контроль соблюдения ПДД). Городская платформа видеонаблюдения и видеоаналитики станет доступна для жителей города и коммерческих организаций, появится возможность интеграции в систему частных и коммерческих устройств. Функционал умной настройки системы позволит учесть фокусировку, угол обзора камер и другие параметры.
5.1.3. Развитие цифровой экосистемы мониторинга, прогнозирования, анализа и реагирования на чрезвычайные ситуации, правонарушения и нарушения общественного порядка;
Технологии:
Создание городской экосистемы мониторинга, прогнозирования и реагирования с использованием камер видеонаблюдения и иных источников данных (микрофоны, датчики), позволит получать, обрабатывать, анализировать и хранить данные со всех устройств, предоставляющих возможность автоматически реагировать на происшествия и преступления, помогать в их раскрытии. Появится возможность прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций (пожара/техногенной катастрофы) в режиме реального времени, предсказания, предотвращения и/или управления событиями (очереди, заторы, пробки, аварии, несчастные случаи).
5.1.4. Создание общегородского центра по кибербезопасности.
Технологии:
Будет создан городской центр компетенций, реализующий механизм взаимодействия органов государственной власти и коммерческих структур в области борьбы с киберугрозами. Центр реагирования на компьютерные инциденты обеспечит защиту и непрерывное функционирование критически важных объектов жизнеобеспечения города - энергоснабжения, транспортной, водоочистительной и других систем, а также защитит персональные данные граждан.
5.2. Экология
Текущий статус
  • Система мониторинга окружающей среды города Москвы является самой большой и современной в Российской Федерации и включает:
    • 60 автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха (18 млн измерений в год);
    • автоматические системы контроля промышленных выбросов на дымовых трубах (35 млн измерений в год);
    • 5 автоматических станций контроля шума (276 тыс. измерений в год);
    • 1300 площадок постоянного наблюдения за состоянием почв (7 тыс. измерений в год);
    • 66 створов наблюдений за состоянием поверхностных водных объектов (32 тыс. измерений в год);
    • 1 автоматическая станция контроля загрязнения воды (259 тыс. измерений в год);
    • система наблюдений за опасными геоэкологическими процессами (543 тыс. измерений в год);
    • 130 площадок постоянного наблюдения за состоянием зеленых насаждений (200 тыс. измерений в год);
  • Разработана и готовится к вводу в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами», предназначенная для автоматизации, планирования и контроля процессов сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов, а также реализации функций органов государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обращения с отходами города Москвы.
Цели
  • Улучшение экологической ситуации в городе Москве, повышение качества и достоверности оценок состояния окружающей среды, улучшение информирования населения за счет применения цифровых технологий;
  • Обеспечение прозрачности управления, предупреждения и выявления правонарушений в сфере экологии посредством цифровых технологий;
  • Популяризация электротранспорта, в том числе за счет стимулирования при помощи фискальных инструментов (налоговая политика, прямые дотации), а также активное развитие инфраструктуры для экологичного (личного и общественного) транспорта;
  • Обеспечение раздельного сбора и эффективной утилизации промышленных и твёрдых коммунальных отходов;
  • Повышение эффективности использования природных ресурсов города Москвы;
  • Адаптация к климатическим изменениям.
Стратегические направления
  • Городская платформа экологического мониторинга города Москвы:
    • Использование Единого городского фонда данных экологического мониторинга Москвы, технологий Больших данных и ИИ для контроля, анализа и прогнозирования;
    • Повышение оперативности и качества работы системы экологического мониторинга за счет:
      • оперативного выявления развития негативных процессов с определением источников загрязнения окружающей среды;
      • прогнозов развития экологической обстановки;
      • оперативного выявления сбоев в работе оборудования;
      • предоставления обобщенных результатов измерений заинтересованным лицам, в том числе жителям города;
      • анализа данных и принятия своевременных мер в случае отклонения экологических показателей от нормы, благодаря внедрению элементов ИИ;
      • прогнозирования гидрометеорологических и техногенных процессов с использованием информационно-коммуникационных технологий;
      • предупреждения негативных последствий, информирования москвичей и принятия мер по минимизации последствий;
  • Популяризация электротранспорта и сервисов совместного использования:
    • Разгрузка дорог и обновление автопарка благодаря развитию интернет-сервисов совместного использования столичного транспорта (каршеринг);
    • Сокращение выбросов CO2 благодаря созданию инфраструктуры и популяризации экологически чистого электротранспорта в городе;
  • Применение цифровых технологий и робототехники при планировании и построении инфраструктуры раздельного сбора и утилизации промышленных и твёрдых коммунальных отходов (ТКО):
    • Использование инновационных технологий автоматической сортировки и экологичных способов утилизации ТКО (например, урны с встроенным механизмом прессования отходов, пневматическая подача отходов напрямую из мусоропровода в систему очистки ТКО) при проектировании и строительстве новых многоквартирных домов;
    • Создание многофункциональных сортировочных комплексов и экотехнопарков по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов потребления с применением цифровых технологий и робототехники;
    • Популяризация и меры стимулирования раздельного сбора ТКО.
Стратегические проекты в сфере экологии
5.2.1. Развитие платформы экологического мониторинга и прогнозирования;
Технологии:
Городская платформа экологического мониторинга, позволяющая в режиме реального времени получать информацию об экологическом состоянии в различных районах города, будет способна прогнозировать метеорологические и техногенные процессы. Получение и обработка данных с приборов Интернета вещей, замеряющих физические и химические параметры среды (величины и спектр шумов; температуру; характеристики электромагнитных полей, радиоактивного загрязнения и геофизических явлений; концентрации химических загрязнений воздуха, воды, почвы), а также учет показаний биоиндикаторов позволят выявлять и прогнозировать чрезвычайные ситуации экологического характера и принимать превентивные меры.
5.2.2. Создание инфраструктуры и механизмов поддержки внедрения транспортных средств совместного использования и «нулевого выброса»;
Технологии:
Формирование городской инфраструктуры для автомобилей с «нулевым выбросом» будет стимулировать жителей приобретать автомобили такого типа как для личного использования, так и для перевозки небольших грузов и для общественных перевозок. Наличие зарядных станций на городских парковках и во дворах домов будет способствовать использованию электрического транспорта для государственных нужд и коммунального хозяйства. Поддержка владельцев электромобилей путем предложения услуг по бесплатной парковке и налоговых каникул при оплате транспортного налога позволит расширить использование транспорта с «нулевым выбросом».
5.2.3. Популяризация, автоматизация и роботизация технологий раздельного сбора мусора и использования вторичного сырья.
Технологии:
Специализированный портал о технологиях раздельного сбора мусора и дальнейшей переработке мусора поможет популяризировать принципы экологичного поведения среди горожан, в первую очередь среди молодежи. Портал привлечет внимание жителей к проблемам экологического состояния города, а электронная карта точек приема раздельного мусора и контейнеров будет полезна и жителям, и предпринимателям, занимающимся переработкой. На контейнерах будут установлены датчики, которые позволят отслеживать заполняемость и передавать данные водителям мусоровозов. Такая система позволит автоматизировать работу диспетчерской и формировать маршруты следования. Интерес жителей к экологическим проблемам города, их участие в раздельном сборе мусора и популяризация комплекса мероприятий «Вторая жизнь вашего мусора» будет стимулировать предпринимателей использовать современные технологии переработки промышленных и твердых коммунальных отходов для производства строительных материалов и товаров народного потребления из вторичного сырья.